В этом году одному из знаковых и культовых альбомов "De Mysteriis Dom Sathanas" исполняется уже 20 лет. Несмотря на всю его значимость, большинство людей, мало-мальски понимающих предмет (а особенно не понимающих), при упоминании группы Mayhem вспоминают прежде всего всякую тухлую землю, членовредительство, талисманы из черепа и прочие, отнюдь не музыкальные свершения. Сказать по правде, виновата в этом сама группа. Чрезмерная сфокусированность на делах прошлых, крайне скудная студийная дискография, постоянные смены состава и, порой, полная неадекватность участников коллектива, не располагали к обсуждению их музыкальных достижений. Да и их-то набралось довольно мало: после каноничного "De Mysteriis Dom Sathanas" нынешний "Esoteric Warfare" - лишь четвертый (!) полноценный студийный альбом норвежцев. Различные концертные релизы и демо-записи, конечно, поддерживают какой-то интерес, но не дают полную картину состояния группы. А состояние временами было весьма полярным, особенно это касается слушателей. Достаточно далеко отошедший от традиционного блэка, ницшеанский "Grand Declaration of War", несмотря на преимущественно положительные отзывы критиков, рядовыми поклонниками был принят в штыки. Последующий за ним, "Chimera", имел противоположный эффект. К тому же, после продолжительной борьбы вокалиста Maniac'а с боязнью сцены, посредством чрезмерного употребления спиртосодержащих напитков, группа была вынуждена с ним попрощаться. Вышедший с новым/старым вокалистом "Ordo Ad Chao" отличался намеренно сырым, сухим, замогильным и чрезмерно сумасшедшим содержанием, но народу более-менее понравилось. В общем, чего ожидать от нового альбома, после семи лет со дня выпуска предыдущего полноформатника, было решительно непонятно. Одно было точно - что-то страшное грядет! И вот, уже начавшие зимой выходить новые песни в целом настраивали на положительный лад...
Достаточно было одного прослушивания, чтобы сразу же бросилось в глаза, что альбом гораздо легче (и интересней) слушать, по сравнению с тремя предшественниками. Главная причина, я считаю, - (опять) новый состав. И что самое главное, отсутствие в этом составе Blasphemer'а. Пришедшие ему на смену Teloch и Ghul, безусловно, сыграли свою значимую роль в общей "слушабельности" лонгплея. Но не они тут правят балом, конечно. Троица главарей: с предводителем Аттилой; его правой рукой Necrobutcher'ом и, с его, кажется, бесчисленными руками, Hellhammer'ом. Они как раз и являются главными конструкторами каждой композиции.
"Watcher", который, казалось бы, сразу бросает нас на копья своей бескомпромиссностью, но затем оглушает замедленным думом. Аттила же, вторя музыкальному полотну, то произносит заклинания, то переходит на безумные хрипы про генезис человеческой расы. Раз за разом, слушая "Watcher", убеждаюсь, что это одна из лучших песен группы. И впервые за долгое время группа заиграла не каждый по отдельности, а сделала что-то единое и в унисон. На новом альбоме как раз и чувствуется попытка сбалансировать все эти экспериментальные "задвиги" группы, которые привели к тупику. Но вернемся, все-таки к песням. Что касается "Psywar", то главным моментом тут является совершенно сюрреалистичная игра Teloch'а, когда складывается ощущение, что пленку в этот момент прокрутили в обратном направлении, но получилась не каша, а что-то действительно необычное и запоминающееся. Идущая следующим актом "Trinity", несколько расстраивает своей простоватой и прямолинейной концепцией: Hellhammer, будто не может унять дрожь, сидя за барабанами; да еще эти удушающе примитивные гитары... Именно потому это наименее примечательная песня на альбоме. Не сильно отличается и следующая за ней, "Pandaemon", но гитарная работа тут в разы интересней - заскучать особо не придется. Монументальная "Mylab" - крепкая и довольно интересная композиция, прежде всего выделяющаяся игрой двух гитаристов и барабанщика. Пару раз я изрядно "перетрухнул", лежа в наушниках в темноте. В принципе, звуковой и музыкальный (а особенно, вокальный) терроризм "Ordo Ad Chao" меня, казалось, подготовил ко всему, но... Как-то не по себе мне стало еще во время вступления ''Milab'', ну а когда послушал "VI.Sic" ("Six Seconds"), я подумал, что выбора нет. Нет и свободы воли, а мне и правда осталось шесть секунд до смерти. (''No choice no free will / Six seconds delay / Six seconds to life / Six seconds till death.''). Срочно надо накапать валерьяночки! Благо, есть для чего. Карканья Аттилы про "мозговые волны в гиперпространство, передающие страх" в "Throne Of Time". Срывающаяся на откровенный грайндкор, после относительного затишья, "Corpse of Care". Не успеваешь продохнуть. Закрывающие альбом "Posthuman" и "Aion Suntalia" уже не так сокрушительны и скорее представляют собой чтение заклинаний, порой переходящее на крик, но свою тему паранойи, ярости и раздражения они отрабатывают по полной. Лирика альбома как раз и посвящена этим темам. Агонизирующая "Aion Suntalia" с ее "Flawed by design, lost in a lost world / Gods in exile, feed on the weak, and the wounded / Quarantined in the labyrinth of time..." тому доказательство. Да, это уже менее дерзкие Mayhem, но теперь гораздо отчетливые, устойчивые и убедительные. В этом и сила "Esoteric Warfare" и сегодняшних Mayhem.
Автор: YNWA
Источник: darkside.ru