Легендарная нынче группа Mayhem была сформирована в далеком 1984 году в чуть менее далеком норвежском городе Осло. Молодой гитарист Øystein Aarseth, которому на то время было не более 17-и лет, вдохновленный творчеством таких групп, как Venom, Slayer, Motörhead и Celtic Frost, решил создать собственный проект в духе тех же британцев Venom, но в разы экстремальнее. Поиски единомышленников вскоре увенчались знакомством с басистом Jørn Stubberud и барабанщиком Kjetil Esten Haraldsson Manheim. Имя будущей группы было подсказано им все теми же кумирами - норвежцы лишь укоротили название песенки Venom "Mayhem with Mercy" с альбома "Welcome to Hell" 1981 года. Как позже говорил об этом названии их вокалист Dead:
"Название Mayhem прекрасно подходит к нашей хаотичной музыке. И мы постараемся сохранить звуки визжащих бензопил в вашей невинной башке. Звук всегда будет ужасным - мы никогда не будем играть техничный thrash. Год за годом мы перейдем на чистый death metal".
После успешного выбора злобного названия, и чтобы уж наверняка превзойти в брутальности классиков жанра, трио взяло себе сценические псевдонимы: Øystein стал Destructor'ом, Jørn превратился в Necrobutcher'а, а барабанщик осознал, что его настоящая фамилия тоже вполне созвучна названию команды и остался Manheim'ом. Чуть позже Destructor самопереименовался в Euronymous'а - греческого Принца Смерти по версии Антона Шандора Ла-Вея (в оригинале пишется, как Eurynomos). О том, чем занимались Mayhem до 1986 года официальные источники умалчивают. Однако, в апреле 1986 года, укомплектовав состав сессионным вокалистом Messiah (Eirik "Billy" Nordheim), группа дала свой первый концерт в родном Осло. Согласно показаниям свидетелей, среди стены шума, производимого тогда начинающими музыкантами, в их песнях можно было даже разобрать отдельные мелодии и даже целые композиции из репертуара Venom и Celtic Frost.
В том же году группа сочинила и успешно записала свое первое демо
"Pure Fucking Armageddon". Обложка кассеты содержала единственную доступную фотографию скульптуры бразильского скульптора
Guido Rocha (22.09.1933 - 07.07.2007)
"O Cristo Torturado" ("Мучающийся Христос"), которая с 1975 года запрещена к показу Всемирным советов церквей (World Council of Churches). Официальные источники содержат противоречивые сведения относительно того, кто исполнял вокальные партии на этой демо-записи. Согласно одному мнению, все партии были исполнены
Euronymous'ом, согласно другому -
Necrobutcher'ом. Встречаются также сведения, что эту обязанность они выполнили совместно. Дабы таких проблем в дальнейшем не возникало, в 1987 году к группе присоединился вокалист
Maniac (
Sven-Erik Kristiansen), с которым те успешно записали мини-альбом
"Deathcrush". EP вышел на собственном лейбле
Euronumous'а, которой назывался
Posercorpse Music и позже был переименован в
Deathlike Silence Productions.
"Deathcrush" был издан скромным тиражом в 1000 копий, так что достать его вскоре стало практически невозможно. Этот факт следующим образом прокомментировал
Faust (
Bård Guldvik Eithun из
Emperor,
Blood Tsunami,
Thorns,
Scum и тд.):
"Mayhem были группой, о которой в Норвегии слышали все, но, фактически, ее саму никто не слышал, мне повезло, поскольку я знал Maniac'а, у него оставались несколько копий этого мини-альбома "Deathcrush", помню, что это была очень агрессивная музыка, наверное, самая агрессивная, чем что-либо слышанное мною до того".
Однако, сам Maniac в тот раз в составе Mayhem задержался ненадолго - его закрыли в психушке после неудачной попытки самоубийства. В то же время из группы сбежал и барабанщик - со слов Euronymous'а: "Manheim женился на какой-то глухой девочке и наплодил много маленьких Manheim'ов". Потери вскоре были компенсированы импортированным из соседней Швеции вокалистом Dead'ом (Per Yngve Ohlin) и новым барабанщиком Hellhammer'ом (Jan Axel Blomberg), который присоединился к ним на две недели позже. Комментирует Hellhammer:
"Я играл в нескольких школьных группах, пока в один прекрасный день не увидел объявление, в котором значилось, что Mayhem нуждаются в барабанщике... Мои друзья представили меня музыкантам из Mayhem. Этими музыкантами были Euronymous и Dead. Я встретил их, и отдал им кассету с записью моей игры. На следующий же день они позвонили мне, чтобы сказать, что я в группе. Я взял свое имя у Celtic Frost. Их предыдущая группа называлась Hellhammer, и я думал, что будет обидно, если настолько хорошее название просто исчезнет. Я действительно думаю, что "адский молот" звучит, как хорошее имя для барабанщика".
Таким образом, состав группы в 1988 году приобрел следующий вид:
- Dead - вокал;
- Euronymous - гитара;
- Necrobutcher - бас;
- Hellhammer - ударные.
Приход в группу Dead'а, который, по его же словам, уже умер, но еще не был похоронен ("Dead but not still buried") стал решающим моментом в истории Mayhem. Тот был настолько одержим смертью, что одевался в лохмотья и красил театральным гримом свое лицо, чтобы походить на труп, а еще наносил себе неглубокие, но обильно кровоточащие раны ножом и прочими режущими предметами во время концертов. Кроме того, он обладал уникальным голосом, больше похожим на рев. Однако, представить этот голос на новом материале группе все никак не удавалось. В указанном составе в апреле 1990 года были записаны только два студийных трека: "Freezing Moon" и "Carnage". Эти треки первоначально писались для сборника "Projections Of A Stained Mind", который должен был издать шведский лейбл CBR Records. Однако, в последствии, связка "Carnage"+"Freezing Moon" переиздавались бесчисленное количество раз, давно затмив своей славой и сам "Projections Of A Stained Mind", и все прочие релизы того шведского лейбла. По мнению Faust'а, новый вокалист Mayhem:
"...не был парнем, которого можно было узнать хорошо. Я думаю, никто из участников Mayhem не знал его достаточно хорошо. Он никого близко к себе не подпускал. Я познакомился с ним за две недели до его смерти. Я видел его всего шесть или восемь раз, не больше. И он был полон странных идей. Я помню, что Aarseth говорил о нем, что тот совершенно не обладает чувством юмора. Это не так, на самом деле его юмор был очень необычным. Если честно, то я не думаю, что ему нравилось жить в этом мире".
Occultus (Stian Johannsen), который ненадолго стал вокалистом Mayhem после смерти Dead'а также вспоминал его похожими словами:
"Он, Dead, не рассматривал себя, как человека, он видел себя существом из другого мира. Он говорил, что множество раз испытывал ощущение, будто его кровь замерзла в венах, как если бы он был мертвым. Именно по этой причине он выбрал себе такое имя. Он знал, что умрет".
Комментирует Hellhammer:
"Dead был шведом и не понимал многое из того, о чем мы говорили. Да, он был странным парнем. Очень замкнутой личностью. С ним просто невозможно было поговорить на личные темы. Вскоре мы были погружены во все, что имело отношение к смерти, темной стороной жизни и Сатанизму. Я нашел несколько книг, в которых описывались различные ритуалы. Позже мы применили эти знания в реальной жизни... Euronymous был вовлечен больше всех. Он был нашим учителем. Теперь я знаю, что он зашел слишком далеко, слишком. А Dead следовал за ним. Вскоре Euronymous и Dead стали еще более мрачными и замкнутыми. Перед выступлениями Dead закапывал свою одежду в землю, чтобы та начала гнить и источать тот могильный запах. Он был "покойником" на сцене. Он был одним из первых, кто начал использовать грим, который вскоре сталь настолько популярным среди black metal музыкантов. Фактически, он и был первым black metal музыкантом, который использовал этот корпспейнт. Однажды он даже просил нас закопать его в землю, чтобы его кожа стала бледной. Он использовал корпспейнт еще до Mayhem, в его предыдущей группе - Morbid. Он играл мертвеца и называл себя "мертвецом". Он действительно отлично смотрелся в этом гриме!"
Еще одним важным событием 1990 года стало выступление
Mayhem 26 ноября в клубе Eiskeller города Лейпциг, Германия, куда группа приехала из Норвегии на поезде. Этот концерт считается классическим шоу раннего
Mayhem: сцена была "украшена" свиными головами, насаженными на деревянные колья, а сами участники были одеты в грязную и прогнившую одежду. Во время перфоманса со сцены в зал разбрасывались куски гнилого мяса, а
Dead неистово наносил себе порезы ножом. Запись этого концерта позже был издана, как live-альбом
"Live in Leipzig".
К концу 1990 года - началу 1991 года
Dead полностью написал лирику для всех песен грядущего полноформатного альбома
"De Mysteriis Dom Sathanas". Это название было взято им из какой-то статьи с упоминанием одноименной редчайшей книги духов, и с его точки зрения означало что-то вроде "Тайные обряды лорда Сатаны". Альбом не должен был стать концептуальным, ведь тема его названия раскрывалась лишь в одной одноименной песне. Чуть раньше группа поселилась в старом доме, находящемся в лесу. Комментирует
Dead:
"После того, как нас выгнали со старого места, у нас некоторое время было жилье (пару недель). А потом нам вырубили электричество, а впоследствии уничтожили само помещение... Как раз в то время к группе присоединился Hellhammer. Некоторое время мы искали жилье. Нас пускали переночевать друзья, еще мы жили в полуразрушенных домах, в лесу, в кемпингах... К счастью, эти проблему уже позади. Кроме того, у нас длительное время не было помещения для репетиций, и нам ничего не оставалось делать, кроме как отвечать на письма".
Комментирует Hellhammer:
"В начале 90-х мы арендовали старый заброшенный дом в лесу. Нам нужно было место для репетиций, поэтому мы остановили свой выбор на этом доме. Добраться оттуда до ближайшего магазина занимало двадцать минут, а до ближайшего города нужно было ехать на поезде. Люди, которые проходили мимо нашего дома, всегда ускоряли свой шаг. Они боялись нас. И учителя из ближайшей школы говорили своим ученикам: "Не подходите к тому дому. В нем живут призраки!" Все ненавидели нас, но нам это нравилось. Euronymous был занят делами своего лейбла и все дни напролет что-то печатал. Я играл на барабанах, а Dead постоянно закрывался в своей комнате и пребывал там в депрессии. Так мы и жили: каждый из нас был в своем собственном мире. Euronymous и Dead не особо хорошо уживались. Dead не доверял Euronymous'у. Словесные стычки перерастали в настоящие кровавые драки. Я устал от их ссор и переехал к своей бабушке, наведываясь к ним только для репетиций. Однажды я решил поехать в Осло со своими друзьями. Перед отъездом я встретил Dead'а. Он был угрюмым и депрессивным: "Смотри, я купил большой нож. Он очень острый". Это были последние слова, которые я от него услышал".
Как-то холодным вечером апреля 1991 года
Dead, мило пообщавшись с коллегами на тему суицида, отправился домой, где вскрыл себе вены кухонным ножом. Впрочем, этого ему показалось недостаточно, поэтому он выстрелил себе в голову из дробовика, патроны к которому (а возможно, что и сам дробовик тоже) подарил ему
Varg Vikernes.
Euronymous, который обнаружил дверь запертой и влез в дом через окно, застал лишь последствия самоубийства, но вместо вызова полиции, отправился в магазин, дабы прикупить пленку для фотокамеры и запечатлеть эту малоприятную, но очень занимательную картину. Потом он собрал осколки черепа друга и кусочки его мозга. Из костей вышло несколько неплохих ожерелий и уйма забавных подарков друзьям, а из кусочков мозга (по одной из легенд) был приготовлен настоящий кулинарный шедевр, который его же автор употребил в пищу, тем самым выразив свое почтение бывшему вокалисту. Подтвердить или опровергнуть эту легенду сам
Euronymous уже не может, но что касается костей - эксклюзивные ожерелья были замечены зрителями у участников Mayhem на некоторых последующих концертах. Да и некоторые известные деятели андерграунда вроде
Morgan'а
Håkansson'а из шведской группы
Marduk, подтверждают факт получения костей в подарок.
Morgan даже соорудил специальный алтарь для своего кусочка Dead'а. Вряд ли сам Dead мог представить себе подобное развитие событий. Его предсмертная записка гласила
"Извините за кровь", а надетая на нем футболка повествовала о том, что он любит Трансильванию...
Комментирует Hellhammer:
"Euronymous уехал со мной в тот день. Он отправился в город по делам своего лейбла. Несколькими днями позже, когда Euronymous вернулся, дом выглядел безлюдным. Входная дверь была закрыта, а в нашем секретном месте не было ключа. Euronymous обошел вокруг дома и заметил, что окно в комнате Dead'а было открытым. Он забрался в дом и увидел Dead'а лежащим на полу: часть его головы снесло выстрелом из ружья. Euronymous поймал машину до ближайшего города, чтобы купить там пленку для фотоаппарата. Потом он вернулся и сделал фото трупа Dead'а. Я был удивлен, когда увидел, что нож лежит на ружье. Он должен лежать под ним... Может Euronymous и не ездил в город в тот день... Когда Euronymous позвонил мне, он не был многословным. "Dead отправился домой" - сказал он. "Назад в Швецию?" - удивился я. "Нет, он снес себе голову". Тогда я осознал, что Dead умер. Полиция забрала его тело, но мы продолжали жить в том доме еще несколько недель. Кровь Dead'а и осколки его черепа были по всей комнате. Однажды я заглянул под его кровать и обнаружил там два больших куска черепа. Я взял один кусок, а Euronymous забрал другой. Мы сделали амулеты из них. Однако, позже мы их каким-то образом потеряли. Это странно..."
Посмертное фото
Dead'а
Euronymous также разослал своим друзьям, один из которых (колумбиец
Mauricio Montoya из группы
Masacre) разместил его на обложке бутлега
"The Dawn of the Black Hearts", содержащего концертные записи
Mayhem 1990-го и 1986-го годов. Этот бутлег стал чуть ли не самым известным неофициальным релизом всей экстремальной музыки, но его создателя, проклятого бутлегера, так замучила совесть, что тот вынужден был последовать примеру
Dead'а и покончить с собой 11 годами спустя.
Описанные выше события и отношение к ним гитариста Euronymous'а заставили задуматься многих поклонников Mayhem, не принимал ли тот более активное участие в смерти вокалиста Dead'а, чем то значилось в официальной версии. Сам же Euronymous никогда не отвергал слухов о произведенном им убийстве, так как это лишь подымало интерес к его группе.
После смерти
Dead'а группу покинул бас-гитарист
Necrobutcher. Заменить басиста и вокалиста удалось уже упоминавшемуся выше
Occultus'у (игравшему также в проектах вроде
Perdition Hearse, норвежского
Perdition и
Abhorrent), однако, он задержался в группе совсем ненадолго. После его ухода в составе
Mayhem появилась еще одна ключевая личность, которой впоследствии удалось многократно повысить известность группы. Этой личностью был
Varg Vikernes, игравший в
Mayhem под псевдонимом
Count Grishnackh. Он был несколько лет знаком с
Euronymous'ом и издал некоторые записи своего проекта
Burzum на его лейбле. В 1992 году группа также взяла, в роли сессионщика, гитариста
Blackthorn'а (
Snorre Westvold Ruch, участвовавшего также в
Thorns и
Stigma Diabolicum), а чуть позже объявился и новый вокалист -
Attila Csihar, до того момента успевший отметиться только в составе венгерской black metal группы
Tormentor. Итак, имея в своем составе пятерых участников (или шестерых, если учесть, что в теле
Euronymous'а теперь присутствовал дух съеденного им
Dead'а),
Mayhem продолжили работу над полноформатником
"De Mysteriis Dom Sathanas".
Комментирует Hellhammer:
"Смерть Dead'а нас не остановила. Мы решили найти новых вокалиста и басиста и продолжить Mayhem. Мы провели несколько прослушиваний и уже вскоре состав был укомплектован. В то время на басу был Grishnackh... Он понравился мне с нашей первой встречи, он был интеллигентным парнем. Он стоял в стороне от прочих музыкантов, он был уникален... Он был скромным и вежливым..."
Еще в 1990 году
Euronymous реформировал свой лейбл
Posercorpse Music и переименовал его в
Deathlike Silence Productions. Уже под этой маркой вышел первый альбом шведской death/thrash metal группы
Merciless, а чуть позже и переиздание мини-альбома
"Deathcrush" самих
Mayhem. Там же вышли и некоторые релизы группы
Varg'а
Vikernes'а. Таким образом,
Euronymous стал довольно значимой фигурой не только в рамках своей группы
Mayhem - он также оказывал влияние на целую кучу black metal групп, которые как раз в то время в огромном количестве стали расти на плодородной в этом плане норвежской земле. Одна из таких групп, небезызвестные
Darkthrone, даже разместили следующую фразу в буклете своего альбома
"A Blaze in the Northern Sky" 1992 года:
"Этот альбом всецело посвящается королю death/black metal Euronymous'у". Приблизительно в это время Euronymous также открыл в Осло музыкальный магазин под названием
"Helvete" (что в переводе с норвежского означает просто "Ад"), в котором продавались все очень популярные на то время death и black metal записи, а также нередко тусовались участники групп вроде
Enslaved,
Emperor,
Darkthrone и
Immortal.
В то время, как Euronymous занимался делами своего магазина, а Hellhammer репетировал со своей новой группой Arcturus, Varg Vikernes тоже не сидел без дела. В начале лета 1992 года, с его легкой руки, дотла сгорела каркасная деревянная церковь XII века в Фантофте, недалеко от города Берген. Эта церковь, скорее всего, уже не была первой в его списке, но горела она намного лучше других, о чем свидетельствует непрекращающийся и поныне интерес к тому событию. Живописные угольки, оставшиеся на месте этой церкви были сфотографированы и позже помещены Varg'ом на обложку мини-альбома Burzum "Aske". Суду, кстати, так и не удалось доказать причастность Varg'а к этому делу, но зато им хватило улик и свидетельств оставленных им на месте пожарищ после многих других поджогов. Всего за 1992 - 1995 года в Норвегии горело 28 церквей, всего 10 из которых остались более-менее неповрежденными. Помимо самого Varg'а, участие в этих поджогах неоднократно принимал и Euronymous, вот только до суда его дело так и не дошло... Еще одним громким событием 1992 года стало убийство случайного гомосексуалиста, совершенное 21 августа Faust'ом (упоминавшийся выше Bård Guldvik Eithun, барабанщик Emperor, Thorns, а позже и кучи других банд, среди которых и итальянский Aborym) в лесу возле города Лиллехаммер. У полиции тогда так и не появилось подозреваемых, но поскольку тусовке, собиравшейся в магазине "Helvete", были известны все подробности - Faust через год таки попал в тюрьму на 14 лет (собственно, отсидел он около 9 с половиной лет и успешно вышел оттуда в 2003 году). По мнению друзей Faust'а, это убийство было совершено спонтанно и чуть ли не в целях самозащиты, и никакого отношения к black metal оно не имело, ведь 37 колотых ран и множественные ушибы мягких тканей на трупе тоже ничем на это не намекали.
В конце января 1993 года Varg Vikernes дал интервью популярной норвежской газете Bergens Tidende, в котором поведал о некоторых ярких моментах из жизни музыкантов, играющих black metal и тусующихся в магазине "Helvete". Этим интервью Varg спровоцировал полицейское расследование, на время которого сам загремел за решетку, а Euronymous'у пришлось прикрыть свой магазин.
Последняя в этой истории (на данный момент) смерть не от естественных причин произошла в ночь с 10 на 11 августа 1993 года. В тот раз Varg Vikernes и Blackthorn приехали в Осло гости к Euronymous'у, где после ссоры Varg нанес хозяину дома 23 ножевых ранения (2 в область головы, 5 в шею и 15 в спину). Собственно, Varg позже утверждал, что порезов было намного меньше, а остальные возникли из-за случайного падения с лестницы и/или на стеклянный стол. О причинах ссоры и убийства, спорят до сих пор. В частности, в качестве возможных причин называют конфликт Varg'а и Euronymous'а по поводу контракта на издание релизов Burzum; неправильно поделенные доходы от их продаж; порыв ревности относительно какой-то девушки; обиду за зачем-то избитого Euronymous'ом друга Varg'а; угрозы Euronymous'а в сторону Varg'а; пророчество гадалки, согласно которому Euronymous'ом вскоре убьет Varg'а; противодействие Euronymous'а в планировавшемся Varg'ом террористическом акте с целью взрыва в логове шайки панков-антифашистов "Blitz House"; лидерство в организации поджигателей-любителей "The Inner Black Circle of Norway" и многое другое. Сам же Vikernes утверждает, что "Aarseth (Euronymous) планировал его убить, поэтому он сам нанес упреждающий удар в целях самозащиты".
Комментирует Hellhammer:
"В день смерти Euronymous'а я звонил к нему в офис. Никто не поднял трубку. Потом я позвонил его родителям, надеясь застать его там. Мне сказали, что Euronymous был убит прошлой ночью. Я был шокирован. Я не знал, кто сделал это. Но вскоре мы узнали, что это Grishnackh был убийцей Euronymous'а. Да, тот застенчивый парень превратился в убийцу. Я не мог даже осознать, что он мог это сделать! Мои друзья с "Inner Circle" и я взывали к разбирательству... Никто точно не знает, почему Grishnackh убил Euronymous'а. Я допускаю, что это был их личный конфликт".
Varg Vikernes был задержан уже через два дня. При обыске в его доме полиция, помимо виниловых пластинок группы
Venom, также обнаружила 150 кг взрывчатки и 3000 патронов. Оптимисты, конечно же, подумали, что эти боеприпасы были накоплены для взрыва Нидаросского собора, который изображен на обложке
"De Mysteriis Dom Sathanas", но сам
Varg утверждает, что берег их на случай
"нападения на Норвегию армии США или Советского Союза". В 1993 году, ага... В любом случае,
Vikernes был признан виновным в убийстве Euronymous'а, поджоге четырех церквей и прочих грехах, и приговорен к высшей мере наказания в Норвегии - 21 году лишения свободы. Позже, из-за законодательных изменений, этот срок был уменьшен, и уже через 16 лет, после еще нескольких приключений,
Varg Vikernes вышел на свободу. Гитарист
Blackthorn, которого признали соучастником убийства, также был осужден на 8 лет норвежской тюрьмы.
Потеряв в один день сразу троих участников группы,
Mayhem фактически прекратили свое существование. Выход альбома
"De Mysteriis Dom Sathanas", который фактически уже был готов, вначале задержался из-за судебных разбирательств по делу убийства
Euronymous'а, а позже еще раз отложен, так как семья
Euronymous'а не желала видеть на альбоме имя
Varg'а
Vikernes'а и настаивала на том, чтобы
Hellhammer переписал партии бас-гитары, что тот и пообещал сделать. Поскольку сам
Hellhammer на басу играть не умел, на альбоме остались партии, записанные
Varg'ом, но в буклете в качестве музыкантов значились только
Hellhammer и
Euronymous. Альбом
"De Mysteriis Dom Sathanas" вышел 24 мая 1994 года и стал последним релизом лейбла
Deathlike Silence Productions.
В этом месте заканчивается история Mayhem-легенды и начинается история Mayhem - музыкальной группы. Во вновь сформированную группу вошли: все тот же постоянный барабанщик Hellhammer, вернувшийся из небытия басист Necrobutcher, интенсивно пролечившийся в психушке вокалист Maniac и гитарист Rune Eriksen, подыскавший себе псевдоним в текстах песен группы Sodom, и назвавшийся Blasphemer'ом.
В 1995 году американским лейблом
Necropolis Records был издан сборник
"Nordic Metal: A Tribute To Euronymous", посвященный понятно кому. В этот сборник вошли 2 трека
Mayhem и треки практически всех лучших black metal групп Скандинавии (
Abruptum,
Dissection,
Emperor,
Mysticum,
Marduk,
Thorns,
Ophthalamia,
Enslaved,
Arcturus,
Mortiis), кроме
Burzum - зато портрет
Varg'а красовался на самом диске, перечеркнутый и с надписью
"Anti Cunt".
В мае 1997 года
The True Mayhem (а именно так теперь называлась группа, если учитывать крохотную надпись
"The True", дорисованную над старым логотипом) записали двухпесенный сингл
"Ancient Skin/Necrolust", который был издан британским лейблом
Misanthropy Records и презентован на концерте в городе Бишофсверда, Германия, который прошел 21 июня 1997 года. Осенью того же года группа выпустила мини-альбом
"Wolf's Lair Abyss", который разительно отличался от предыдущих работ как гораздо более техничной игрой, так и чистым вокалом
Maniac'а. После издания этого EP группа отправилась в небольшой тур по Европе, который плавно перекинулся на США и закончился выступлением на фестивале
Milwaukee Metalfest в городе Милуоки, штата Висконсин.
В ноябре 1998 года
Mayhem сыграли в Милане. Запись этого выступления в мае следующего года была издана итальянским лейблом
Avantgarde Music в виде live-альбома
"Mediolanum Capta Est". В исполнении двух песен (в запись вошла лишь одна из них) на этом концерте также принял участие вокалист
Attila Csihar.
В 1999 году ходили слухи о том, что Maniac снова совершил попытку самоубийства, но позже группа объявила, что он "всего лишь" попал в автокатастрофу. Комментирует Necrobutcher:
"Это случилось в Нидерландах... Знаешь, если уж быть до конца честным, мне бы следовало сказать "никаких комментариев". Это меня не касается, и я не должен об этом говорить. [...] Он [Maniac] – настоящий маньяк, и это имя ему подходит как нельзя лучше! Странно, но у нас – два вокалиста, и двое – полные маньяки, которые просто спят и видят, как бы себя побыстрее угробить или, на худой конец, порезать! Maniac'а хлебом не корми – дай себя резануть разок другой! Он мазохист, и боль ему приносит удовольствие. Лично я этого вообще не понимаю".
"Чтобы нам записать альбом, требуется много времени. Даже если ты записываешь альбом на сорок минут. Полтора года мы его сочиняли и репетировали, полгода мы провели в студии. До этого альбома мы выпустили мини-альбом (это еще два года), решали около года проблемы с Maniac'ом и Blasphemer'ом. Да, прошло семь лет, но нам были нужны эти семь лет. Мы не тратили время зря, позади мы оставили долгие часы упорной работы. Мы не хотели выпускать материал, который бы нам полностью не нравился. "Grand Declaration of War" удовлетворяет нас полностью. Мы предпочитаем качество количеству".
"Чтобы лучше понять, что же эта за трилогия, следует прочитать тексты песен. С музыкальной же стороны, первая и вторая части также объединены: первая песня альбома "Grand..." начинается с риффа, которым заканчивался "Wolf`s Liar Abyss". С точки зрения текстов, мини-альбом представляет собой повествование о мире, вторая часть на новом альбоме посвящена войне, а третья завершающая часть, вновь посвящена миру, но миру новому, послевоенному. Третья часть – это новое начало. Мы постарались передать это и музыкой: третья часть начинается с электронных барабанов. Таким мы видим новое начало".
В 2004 году на лейбле
Season of Mist вышел новый полноформатный альбом, названый
"Chimera". Он был заметно тяжелее предыдущих работ, но сохранил элементы авангарда. В том же году
Maniac был вынужден покинуть группу, и его заменой сразу же стал
Attila Csihar. Комментирует
Hellhammer:
"Attila всегда был частью Mayhem и просто хорошим другом. Я как барабанщик, например, могу играть практически с любой командой. Фронтмен же – совсем другое дело. Потому выбор пал снова на Attila'у. Поэтому, его участие в Mayhem это нечто особенное для нас. Что же касается Maniac'а, я скажу так: у него были серьезные проблемы со здоровьем. Проблемы с психикой вследствие злоупотребления алкоголем. И мы, да и он сам пришли к пониманию, что он не мог больше работать в группе".
В 2005 году Maniac, совместно с гитаристом шведской группы Shining, Niklas'ом Kvarforth'ом, основал новый проект, который назвал Skitliv. По его мнению, этот проект "крепко укоренился в black metal, но более мрачный и задумчивый, чем все, что он делал раньше".
Последний на данный момент альбом -
"Ordo Ad Chao" - вышел на том же
Season of Mist 16 апреля 2007 года. Название этого альбома в переводе с латыни означает что-то вроде
"Хаос вне Порядка". Материал альбома вновь разительно отличается от прежнего творчества хаотичной структурой композиций и нарочито низким качеством звука. Он стартовал в норвежском чарте на рекордном для
Mayhem 12-м месте.
В 2008 году группу покинул Blasphemer. Комментирует Attila Csihar:
"Это очень запутанная история, которая длилась довольно долго. Его всегда сравнивали с другими гитаристами и в частности с Euronymus'ом. На него выливалась куча дерьма со стороны прессы и поклонников Mayhem. Однако в группе он пользовался стопроцентным уважением, и в действительности у него в группе была основная роль: он был автором множества композиций. Blasphemer – очень хороший и талантливый гитарист. Но, некоторые люди не относились к нему, как к полноправному члену группы. Это, конечно, в какой-то момент стало ему действовать на нервы. Он пробыл в группе почти десять лет. Люди меняются. Сейчас у него другие интересы. Его подруга – из Португалии, и он занимается своими делами, а график работы Mayhem всегда был напряженным. Короче, Blasphemer больше не хотел быть в группе. Решение покинуть Mayhem – это его решение, а не наше".
Нынче Blasphemer переехал в Португалию, где играет в gothic/doom metal группе Ava Inferi, а также участвует в некоторых других проектах. В дальнейшем Mayhem выступали с двумя концертными гитаристами, Morfeus и Silmaeth.
7 января 2009 году
Mayhem издали новый EP
"Life Eternal", который содержит пять грубо смикшированных песен из студийной сессии
"De Mysteriis Dom Sathanas". Они взяты с кассет, которые
Attila Csihar сделал во время записи вокальных партий в Бергене. Основные отличия от финальных версий - это разные типы вокала и барабанное вступление в песне
"Funeral Fog", которое отсутствует на
"De Mysteriis Dom Sathanas". Этот EP стал совместным релизом собственного лейбла
Attila Csihar,
Saturnus Productions, и французского лейбла
Season Of Mist.
16 ноября 2009 года некоторые из музыкантов Mayhem вместе с тур-командой были арестованы за разгром отеля в голландском Тилбурге. Ущерб, нанесенный гостинице, составил около 5000 евро. Комментирует Attila Csihar:
"В ту ночь мы совершенно вымотались, и после концерта парни из группы устроили вечеринку. Отель был действительно очень плохим и дешевым. Я не уверен в том, что там действительно произошло, так как я спал. Я проснулся от шума и пошел в комнату, которая была уже порядком попорчена. Было похоже, что все веселились; либо таким образом они "выпускали пары". Это не было чем-то из ряда вон выходящим – в большей степени это был выплеск злости и веселье одновременно. К счастью, я уехал очень рано утром, поэтому меня не арестовали. Для меня это было бы катастрофой – у меня на тот день был запланирован концерт с Grave Temple в Великобритании. Персонал отеля, разумеется, позвонил в полицию, так что ребята попали в участок и провели там некоторое время. И, естественно, мы должны были компенсировать ущерб. В Интернете этот конфликт был раздут до небес: все было описано наподобие пришествия конца света или чего-то вроде того. Но это типично – люди любят копаться в дерьме и вешать его на Mayhem. Если бы такое натворила любая другая группа, вероятно, всем было бы на это наплевать, но в нашем случае шум подняли до небес. Не думаю, что тут есть, что обсуждать, это не такой уж значительный инцидент".
Практически весь 2010 год группа провела разъезжая в турах и выступая на одиночных концертах. Так в июле того года они выступили в роли хедлайнеров на фестивале
Velnio Akmuo 2010 в Литве (он же
Devilstone Open Air, вместе с
Tankard,
Grave,
Semargl,
Pantheon I), а в сентябре играли в Украине на фестивале
Global East Rock Festival 2010 (
Venom,
Dark Tranquillity,
Moonspell,
Oomph!,
The Gathering,
Sirenia,
Hammerfall,
Sabaton и другие).
В феврале 2011 года группу покинул гитарист Silmaeth, на смену которому пришел Teloch (Nidingr, God Seed, Ov Hell). Комментирует Attila Csihar:
"Mayhem приняли решение сделать шаг вперед и принять Teloch'a в братство Mayhem, который заменил Silmaeth'a. Он наш давний друг и прекрасный гитарист. Mayhem благодарны Silmaeth за его полную отдачу группе на протяжении двух лет и желает ему всего самого наилучшего в карьере!"