"Настоящий Death Metal должен пугать людей".
"Настоящий Death Metal должен пугать людей".
Легендарная нынче группа Mayhem была сформирована в далеком 1984 году в чуть менее далеком норвежском городе Осло. Молодой гитарист Øystein Aarseth, которому на то время было не более 17-и лет, вдохновленный творчеством таких групп, как Venom, Slayer, Motörhead и Celtic Frost, решил создать собственный проект в духе тех же британцев Venom, но в разы экстремальнее. Поиски единомышленников вскоре увенчались знакомством с басистом Jørn Stubberud и барабанщиком Kjetil Esten Haraldsson Manheim. Имя будущей группы было подсказано им все теми же кумирами - норвежцы лишь укоротили название песенки Venom "Mayhem with Mercy" с альбома "Welcome to Hell" 1981 года. Как позже говорил об этом названии их вокалист Dead:
"Название Mayhem прекрасно подходит к нашей хаотичной музыке. И мы постараемся сохранить звуки визжащих бензопил в вашей невинной башке. Звук всегда будет ужасным - мы никогда не будем играть техничный thrash. Год за годом мы перейдем на чистый death metal".
В том же году группа сочинила и успешно записала свое первое демо "Pure Fucking Armageddon". Обложка кассеты содержала единственную доступную фотографию скульптуры бразильского скульптора Guido Rocha (22.09.1933 - 07.07.2007) "O Cristo Torturado" ("Мучающийся Христос"), которая с 1975 года запрещена к показу Всемирным советов церквей (World Council of Churches). Официальные источники содержат противоречивые сведения относительно того, кто исполнял вокальные партии на этой демо-записи. Согласно одному мнению, все партии были исполнены Euronymous'ом, согласно другому - Necrobutcher'ом. Встречаются также сведения, что эту обязанность они выполнили совместно. Дабы таких проблем в дальнейшем не возникало, в 1987 году к группе присоединился вокалист Maniac (Sven-Erik Kristiansen), с которым те успешно записали мини-альбом "Deathcrush". EP вышел на собственном лейбле Euronumous'а, которой назывался Posercorpse Music и позже был переименован в Deathlike Silence Productions. "Deathcrush" был издан скромным тиражом в 1000 копий, так что достать его вскоре стало практически невозможно. Этот факт следующим образом прокомментировал Faust (Bård Guldvik Eithun из Emperor, Blood Tsunami, Thorns, Scum и тд.):"Mayhem были группой, о которой в Норвегии слышали все, но, фактически, ее саму никто не слышал, мне повезло, поскольку я знал Maniac'а, у него оставались несколько копий этого мини-альбома "Deathcrush", помню, что это была очень агрессивная музыка, наверное, самая агрессивная, чем что-либо слышанное мною до того".
"Я играл в нескольких школьных группах, пока в один прекрасный день не увидел объявление, в котором значилось, что Mayhem нуждаются в барабанщике... Мои друзья представили меня музыкантам из Mayhem. Этими музыкантами были Euronymous и Dead. Я встретил их, и отдал им кассету с записью моей игры. На следующий же день они позвонили мне, чтобы сказать, что я в группе. Я взял свое имя у Celtic Frost. Их предыдущая группа называлась Hellhammer, и я думал, что будет обидно, если настолько хорошее название просто исчезнет. Я действительно думаю, что "адский молот" звучит, как хорошее имя для барабанщика".
Приход в группу Dead'а, который, по его же словам, уже умер, но еще не был похоронен ("Dead but not still buried") стал решающим моментом в истории Mayhem. Тот был настолько одержим смертью, что одевался в лохмотья и красил театральным гримом свое лицо, чтобы походить на труп, а еще наносил себе неглубокие, но обильно кровоточащие раны ножом и прочими режущими предметами во время концертов. Кроме того, он обладал уникальным голосом, больше похожим на рев. Однако, представить этот голос на новом материале группе все никак не удавалось. В указанном составе в апреле 1990 года были записаны только два студийных трека: "Freezing Moon" и "Carnage". Эти треки первоначально писались для сборника "Projections Of A Stained Mind", который должен был издать шведский лейбл CBR Records. Однако, в последствии, связка "Carnage"+"Freezing Moon" переиздавались бесчисленное количество раз, давно затмив своей славой и сам "Projections Of A Stained Mind", и все прочие релизы того шведского лейбла. По мнению Faust'а, новый вокалист Mayhem:
"...не был парнем, которого можно было узнать хорошо. Я думаю, никто из участников Mayhem не знал его достаточно хорошо. Он никого близко к себе не подпускал. Я познакомился с ним за две недели до его смерти. Я видел его всего шесть или восемь раз, не больше. И он был полон странных идей. Я помню, что Aarseth говорил о нем, что тот совершенно не обладает чувством юмора. Это не так, на самом деле его юмор был очень необычным. Если честно, то я не думаю, что ему нравилось жить в этом мире".
"Он, Dead, не рассматривал себя, как человека, он видел себя существом из другого мира. Он говорил, что множество раз испытывал ощущение, будто его кровь замерзла в венах, как если бы он был мертвым. Именно по этой причине он выбрал себе такое имя. Он знал, что умрет".
"Dead был шведом и не понимал многое из того, о чем мы говорили. Да, он был странным парнем. Очень замкнутой личностью. С ним просто невозможно было поговорить на личные темы. Вскоре мы были погружены во все, что имело отношение к смерти, темной стороной жизни и Сатанизму. Я нашел несколько книг, в которых описывались различные ритуалы. Позже мы применили эти знания в реальной жизни... Euronymous был вовлечен больше всех. Он был нашим учителем. Теперь я знаю, что он зашел слишком далеко, слишком. А Dead следовал за ним. Вскоре Euronymous и Dead стали еще более мрачными и замкнутыми. Перед выступлениями Dead закапывал свою одежду в землю, чтобы та начала гнить и источать тот могильный запах. Он был "покойником" на сцене. Он был одним из первых, кто начал использовать грим, который вскоре сталь настолько популярным среди black metal музыкантов. Фактически, он и был первым black metal музыкантом, который использовал этот корпспейнт. Однажды он даже просил нас закопать его в землю, чтобы его кожа стала бледной. Он использовал корпспейнт еще до Mayhem, в его предыдущей группе - Morbid. Он играл мертвеца и называл себя "мертвецом". Он действительно отлично смотрелся в этом гриме!"
К концу 1990 года - началу 1991 года Dead полностью написал лирику для всех песен грядущего полноформатного альбома "De Mysteriis Dom Sathanas". Это название было взято им из какой-то статьи с упоминанием одноименной редчайшей книги духов, и с его точки зрения означало что-то вроде "Тайные обряды лорда Сатаны". Альбом не должен был стать концептуальным, ведь тема его названия раскрывалась лишь в одной одноименной песне. Чуть раньше группа поселилась в старом доме, находящемся в лесу. Комментирует Dead:"После того, как нас выгнали со старого места, у нас некоторое время было жилье (пару недель). А потом нам вырубили электричество, а впоследствии уничтожили само помещение... Как раз в то время к группе присоединился Hellhammer. Некоторое время мы искали жилье. Нас пускали переночевать друзья, еще мы жили в полуразрушенных домах, в лесу, в кемпингах... К счастью, эти проблему уже позади. Кроме того, у нас длительное время не было помещения для репетиций, и нам ничего не оставалось делать, кроме как отвечать на письма".
"В начале 90-х мы арендовали старый заброшенный дом в лесу. Нам нужно было место для репетиций, поэтому мы остановили свой выбор на этом доме. Добраться оттуда до ближайшего магазина занимало двадцать минут, а до ближайшего города нужно было ехать на поезде. Люди, которые проходили мимо нашего дома, всегда ускоряли свой шаг. Они боялись нас. И учителя из ближайшей школы говорили своим ученикам: "Не подходите к тому дому. В нем живут призраки!" Все ненавидели нас, но нам это нравилось. Euronymous был занят делами своего лейбла и все дни напролет что-то печатал. Я играл на барабанах, а Dead постоянно закрывался в своей комнате и пребывал там в депрессии. Так мы и жили: каждый из нас был в своем собственном мире. Euronymous и Dead не особо хорошо уживались. Dead не доверял Euronymous'у. Словесные стычки перерастали в настоящие кровавые драки. Я устал от их ссор и переехал к своей бабушке, наведываясь к ним только для репетиций. Однажды я решил поехать в Осло со своими друзьями. Перед отъездом я встретил Dead'а. Он был угрюмым и депрессивным: "Смотри, я купил большой нож. Он очень острый". Это были последние слова, которые я от него услышал".
"Euronymous уехал со мной в тот день. Он отправился в город по делам своего лейбла. Несколькими днями позже, когда Euronymous вернулся, дом выглядел безлюдным. Входная дверь была закрыта, а в нашем секретном месте не было ключа. Euronymous обошел вокруг дома и заметил, что окно в комнате Dead'а было открытым. Он забрался в дом и увидел Dead'а лежащим на полу: часть его головы снесло выстрелом из ружья. Euronymous поймал машину до ближайшего города, чтобы купить там пленку для фотоаппарата. Потом он вернулся и сделал фото трупа Dead'а. Я был удивлен, когда увидел, что нож лежит на ружье. Он должен лежать под ним... Может Euronymous и не ездил в город в тот день... Когда Euronymous позвонил мне, он не был многословным. "Dead отправился домой" - сказал он. "Назад в Швецию?" - удивился я. "Нет, он снес себе голову". Тогда я осознал, что Dead умер. Полиция забрала его тело, но мы продолжали жить в том доме еще несколько недель. Кровь Dead'а и осколки его черепа были по всей комнате. Однажды я заглянул под его кровать и обнаружил там два больших куска черепа. Я взял один кусок, а Euronymous забрал другой. Мы сделали амулеты из них. Однако, позже мы их каким-то образом потеряли. Это странно..."
Посмертное фото Dead'а Euronymous также разослал своим друзьям, один из которых (колумбиец Mauricio Montoya из группы Masacre) разместил его на обложке бутлега "The Dawn of the Black Hearts", содержащего концертные записи Mayhem 1990-го и 1986-го годов. Этот бутлег стал чуть ли не самым известным неофициальным релизом всей экстремальной музыки, но его создателя, проклятого бутлегера, так замучила совесть, что тот вынужден был последовать примеру Dead'а и покончить с собой 11 годами спустя."Смерть Dead'а нас не остановила. Мы решили найти новых вокалиста и басиста и продолжить Mayhem. Мы провели несколько прослушиваний и уже вскоре состав был укомплектован. В то время на басу был Grishnackh... Он понравился мне с нашей первой встречи, он был интеллигентным парнем. Он стоял в стороне от прочих музыкантов, он был уникален... Он был скромным и вежливым..."
"В день смерти Euronymous'а я звонил к нему в офис. Никто не поднял трубку. Потом я позвонил его родителям, надеясь застать его там. Мне сказали, что Euronymous был убит прошлой ночью. Я был шокирован. Я не знал, кто сделал это. Но вскоре мы узнали, что это Grishnackh был убийцей Euronymous'а. Да, тот застенчивый парень превратился в убийцу. Я не мог даже осознать, что он мог это сделать! Мои друзья с "Inner Circle" и я взывали к разбирательству... Никто точно не знает, почему Grishnackh убил Euronymous'а. Я допускаю, что это был их личный конфликт".
В 1995 году американским лейблом Necropolis Records был издан сборник "Nordic Metal: A Tribute To Euronymous", посвященный понятно кому. В этот сборник вошли 2 трека Mayhem и треки практически всех лучших black metal групп Скандинавии (Abruptum, Dissection, Emperor, Mysticum, Marduk, Thorns, Ophthalamia, Enslaved, Arcturus, Mortiis), кроме Burzum - зато портрет Varg'а красовался на самом диске, перечеркнутый и с надписью "Anti Cunt".
В ноябре 1998 года Mayhem сыграли в Милане. Запись этого выступления в мае следующего года была издана итальянским лейблом Avantgarde Music в виде live-альбома "Mediolanum Capta Est". В исполнении двух песен (в запись вошла лишь одна из них) на этом концерте также принял участие вокалист Attila Csihar."Это случилось в Нидерландах... Знаешь, если уж быть до конца честным, мне бы следовало сказать "никаких комментариев". Это меня не касается, и я не должен об этом говорить. [...] Он [Maniac] – настоящий маньяк, и это имя ему подходит как нельзя лучше! Странно, но у нас – два вокалиста, и двое – полные маньяки, которые просто спят и видят, как бы себя побыстрее угробить или, на худой конец, порезать! Maniac'а хлебом не корми – дай себя резануть разок другой! Он мазохист, и боль ему приносит удовольствие. Лично я этого вообще не понимаю".
"Чтобы нам записать альбом, требуется много времени. Даже если ты записываешь альбом на сорок минут. Полтора года мы его сочиняли и репетировали, полгода мы провели в студии. До этого альбома мы выпустили мини-альбом (это еще два года), решали около года проблемы с Maniac'ом и Blasphemer'ом. Да, прошло семь лет, но нам были нужны эти семь лет. Мы не тратили время зря, позади мы оставили долгие часы упорной работы. Мы не хотели выпускать материал, который бы нам полностью не нравился. "Grand Declaration of War" удовлетворяет нас полностью. Мы предпочитаем качество количеству".
Новое творение носило название "Grand Declaration of War" и являлось продолжением трилогии, начатой на "Wolf`s Lair Abyss". Пояснения Necrobutcher'а:"Чтобы лучше понять, что же эта за трилогия, следует прочитать тексты песен. С музыкальной же стороны, первая и вторая части также объединены: первая песня альбома "Grand..." начинается с риффа, которым заканчивался "Wolf`s Liar Abyss". С точки зрения текстов, мини-альбом представляет собой повествование о мире, вторая часть на новом альбоме посвящена войне, а третья завершающая часть, вновь посвящена миру, но миру новому, послевоенному. Третья часть – это новое начало. Мы постарались передать это и музыкой: третья часть начинается с электронных барабанов. Таким мы видим новое начало".
В 2004 году на лейбле Season of Mist вышел новый полноформатный альбом, названый "Chimera". Он был заметно тяжелее предыдущих работ, но сохранил элементы авангарда. В том же году Maniac был вынужден покинуть группу, и его заменой сразу же стал Attila Csihar. Комментирует Hellhammer:"Attila всегда был частью Mayhem и просто хорошим другом. Я как барабанщик, например, могу играть практически с любой командой. Фронтмен же – совсем другое дело. Потому выбор пал снова на Attila'у. Поэтому, его участие в Mayhem это нечто особенное для нас. Что же касается Maniac'а, я скажу так: у него были серьезные проблемы со здоровьем. Проблемы с психикой вследствие злоупотребления алкоголем. И мы, да и он сам пришли к пониманию, что он не мог больше работать в группе".
Последний на данный момент альбом - "Ordo Ad Chao" - вышел на том же Season of Mist 16 апреля 2007 года. Название этого альбома в переводе с латыни означает что-то вроде "Хаос вне Порядка". Материал альбома вновь разительно отличается от прежнего творчества хаотичной структурой композиций и нарочито низким качеством звука. Он стартовал в норвежском чарте на рекордном для Mayhem 12-м месте."Это очень запутанная история, которая длилась довольно долго. Его всегда сравнивали с другими гитаристами и в частности с Euronymus'ом. На него выливалась куча дерьма со стороны прессы и поклонников Mayhem. Однако в группе он пользовался стопроцентным уважением, и в действительности у него в группе была основная роль: он был автором множества композиций. Blasphemer – очень хороший и талантливый гитарист. Но, некоторые люди не относились к нему, как к полноправному члену группы. Это, конечно, в какой-то момент стало ему действовать на нервы. Он пробыл в группе почти десять лет. Люди меняются. Сейчас у него другие интересы. Его подруга – из Португалии, и он занимается своими делами, а график работы Mayhem всегда был напряженным. Короче, Blasphemer больше не хотел быть в группе. Решение покинуть Mayhem – это его решение, а не наше".
7 января 2009 году Mayhem издали новый EP "Life Eternal", который содержит пять грубо смикшированных песен из студийной сессии "De Mysteriis Dom Sathanas". Они взяты с кассет, которые Attila Csihar сделал во время записи вокальных партий в Бергене. Основные отличия от финальных версий - это разные типы вокала и барабанное вступление в песне "Funeral Fog", которое отсутствует на "De Mysteriis Dom Sathanas". Этот EP стал совместным релизом собственного лейбла Attila Csihar, Saturnus Productions, и французского лейбла Season Of Mist."В ту ночь мы совершенно вымотались, и после концерта парни из группы устроили вечеринку. Отель был действительно очень плохим и дешевым. Я не уверен в том, что там действительно произошло, так как я спал. Я проснулся от шума и пошел в комнату, которая была уже порядком попорчена. Было похоже, что все веселились; либо таким образом они "выпускали пары". Это не было чем-то из ряда вон выходящим – в большей степени это был выплеск злости и веселье одновременно. К счастью, я уехал очень рано утром, поэтому меня не арестовали. Для меня это было бы катастрофой – у меня на тот день был запланирован концерт с Grave Temple в Великобритании. Персонал отеля, разумеется, позвонил в полицию, так что ребята попали в участок и провели там некоторое время. И, естественно, мы должны были компенсировать ущерб. В Интернете этот конфликт был раздут до небес: все было описано наподобие пришествия конца света или чего-то вроде того. Но это типично – люди любят копаться в дерьме и вешать его на Mayhem. Если бы такое натворила любая другая группа, вероятно, всем было бы на это наплевать, но в нашем случае шум подняли до небес. Не думаю, что тут есть, что обсуждать, это не такой уж значительный инцидент".
"Mayhem приняли решение сделать шаг вперед и принять Teloch'a в братство Mayhem, который заменил Silmaeth'a. Он наш давний друг и прекрасный гитарист. Mayhem благодарны Silmaeth за его полную отдачу группе на протяжении двух лет и желает ему всего самого наилучшего в карьере!"