Для начала, поведай нам о том, как ты стал частью Mayhem?
На самом деле, все это довольно забавно или даже можно назвать совпадением, но как раз несколько дней назад я читал в Интернете интервью Hellhammer'а какому-то немецкому журналу, в котором он рассказал совершенно другую версию того, как я встретился с Mayhem. Он вроде бы сказал: "Ну, неожиданно Blasphemer налетел на меня" или как-то так, я долго смеялся над этим, так как это было довольно забавно. Но правда в том, что у меня уже был проект с ним на тот момент, когда "De Mysteriis Dom Sathanas" еще записывался и издавался. Он встретил меня в пабе, он слышал хорошие отзывы обо мне, так что я думаю, что он хотел посмотреть, сможем ли мы совместными усилиями продвинуть Mayhem вперед. Впервые мы встретились на их старой репетиционной базе, которая находилась на главной улице Осло (уже не функционирует) и где они репетировали песни с "De Mysteriis Dom Sathanas". Тогда все ходили туда (даже Count Grishnackh). Это довольно странно, но тогда никто не знал, что в этом месте часто собирались и репетировали несколько black metal групп; даже самые темные риффы Mayhem были придуманы как раз там. Изначально когда я общался с Hellhammer'ом в Осло, он сказал, что хочет попробовать меня в роли гитариста Mortem (death metal группа Hellhammer'а 1987-1989 годов - прим. пер.). Я также помню встречу с парнями из Mortem, мы тогда несколько раз репетировали и все звучало довольно неплохо (почти как death metal версия Mayhem). Но, кроме того, я помню, как мы через некоторое время начали драться (я и Hellhammer) и все вышло из под контроля, как это часто происходило в Норвегии в то время. Так что мы действительно были врагами какое-то время. Но через год после смерти Euronymous'а, Hellhammer позвонил мне и сказал: "Эй, давно не виделись!" Я думаю, что в тот момент он осознал, что мы с ним обладаем некоторыми качествами, которые могут заставить вещи работать, так что для него было естественным пойти на контакт. Однажды в репетиционной комнате (я думаю, это было в 1995-м), я, Maniac, Necrobutcher и Hellhammer общались с журналистом из Ablaze, немецкого журнала, и он настолько фанател от Mayhem, что мне даже смешно было смотреть. Как раз в этот момент что-то начало очень сильно вонять, и мы воскликнули: "Что за черт?". Я подумал, что запах мог идти от свечей, которые мы зажгли, но он был настолько сильным, что это должно было быть что-то еще. Через несколько минут мы обнаружили, что источником запаха были волосы фотографа, которые загорелись, так что задняя часть его головы была в огне (смеется)! Но самым смешным, как мне кажется, было то, что если бы он мыл голову почаще, он мог бы этого избежать или его волосы не загорелись бы так легко (смеется).
Каким ты видишь Mayhem, с точки зрения музыканта и личности, после всех этих лет?
Я думаю, на эту группу можно смотреть по-разному. Мне иногда становится одновременно смешно и обидно, когда я вижу людей, которые высказываются по поводу "нового" Mayhem, который, на самом деле, является менее новым, чем тот же "De Mysteriis Dom Sathanas". Я имею в виду, что я пишу музыку для Mayhem еще с 1994 года, и когда я получаю те вопросы о парне, который мертв уже более десяти лет, мне очень сложно на них отвечать. Я уважаю то, что делал Euronymous и все такое, но оставьте его в покое: позвольте ему покоиться с миром. Не смотря на это, я считаю, что сущность Mayhem все еще с нами, и, что наиболее важно, мрачность и уникальность этой музыки остались прежними. Интересно наблюдать, как из года в год повторяются разговоры о сменах состава группы и о том, как это компрометирует ее будущее. Вначале говорили об уходе Maniac'а (в 1987 году - прим. пер.) - никто не знал, что с этим делать; потом то же повторилось сразу после самоубийства Dead'а - все считали, что Mayhem обязаны прекратить свое существование. Так что так оно было постоянно, но поверьте мне, в Mayhem в разное время участвовало огромное количество людей, но нынешний состав (как мы видим сейчас) является стабильным уже десять лет, и мне он видится наиболее прогрессивным и интеллигентным из всех предыдущих. "Grand Declaration of War" был наиболее осмысленным релизом Mayhem за все время. "De Mysteriis Dom Sathanas" - это гениальная запись, очень хороший альбом, который должен был быть сделан именно таким, но в то же время, я смотрю на него, как на самый брутальный релиз Mayhem. А теперь мы выпустили "Grand Declaration of War", который является наиболее интеллигентным творением группы. И даже если люди не замечают этого сразу - я думаю, что в его венах или его корнях очень много того, что было у Mayhem в начале 90-х, так что я вижу его продолжением прошлого альбома, пусть и с другим подходом. В "De Mysteriis Dom Sathanas" мне все еще видится какой-то религиозный подход, в то время, как "Grand Declaration of War" является анти-религиозным в этом смысле. Я всегда кричал на другие black metal группы, требуя, чтобы они были более серьезными и брутальными, поэтому мы так долго не записывали ни одного альбома. Мы не из тех групп, которые постоянно репетируют, по фиксированному графику. Чаще всего мы встречаемся просто так (практически всегда). Я действительно верю, что мы раздвинули границы экстремальности black metal больше, чем любая другая группа из Норвегии. Я бы не сказал, что это неправильно иметь работу, ведь чтобы выжить тебе приходится делать это, но мы весьма (или абсолютно) разные индивидуальности. Я никогда не работал за всю свою жизнь, но я живу и питаюсь за счет негатива Mayhem еще с 1996 года, и это то, что достойно поклонения. Я жил на улице (образно выражаясь), полагаясь только на свои силы и силы группы, так что даже не спрашивайте о нашей "истинности", в сравнении с почти 100% других групп, которые играют экстремальный металл.
Ты говорил мне, что Mayhem выступают "против всего". Но было ли это обобщением или существуют какие-то конкретные вещи, которые формируют это "все"?
Если я буду волноваться о какой-то конкретной вещи - это будет означать, что я вижу ее, как следствие чего-то еще. Сейчас я не собираюсь быть сдержанным, так я был таким последние два или три года, так что я лишь скажу, что людям стоит открыть их гребаные глаза и уши, и начать спрашивать себя, следят ли они за тем, что происходит вокруг них или нет. Болезни социума, в особенности норвежского социума, и взгляды людей на жизнь, вызывают у тебя болезненные ощущения (особенно если ты знаком с black metal). Ты задумываешься о том, что истинно и что нет. Именно поэтому "Chimera" является настолько важным словом, в плане ответа на вопрос, существует ли где-то здесь истина. На самом деле это означает, что ты не знаешь ничего до того момента, пока не встретишь это живьем, а когда встретишь - ты увидишь неправильную сторону этого (или просто другую сторону этого), и тогда все снова повернется с ног на голову. Ты не знаешь ничего, именно об этом и повествует "Chimera".
Как бы ты прокомментировал мысль Mr. Doctor'а (фронтмен итальянско-словенской рок-группы 90-х годов Devil Doll): "Чем больше человек подчиняется разуму - тем менее вероятно, что он станет великим".
Это довольно интересный вопрос, правда. Когда я присоединился к группе, в далеком 1994-м, из-за этого возникло много ссор. Потому что все имели очень романтические чувства по отношению к black metal сцене (которая теперь мертва, конечно же), но никто сам не понимал того, о чем говорил, но теперь они это понимают (смеется). Но это было очень смешно, пугающе и сложно для меня (одновременно), сражаться против чего-то, что было невидимым, в некоторой степени, и отражалось людьми, которые вообще не понимали из-за чего это все происходит. Это было похоже на драку с чистыми стенами. Я решил не уделять этому особого внимания, что, как мне кажется, было наиболее правильным решением.
Как ты думаешь, есть ли разница между жизнью и существованием?
Да, конечно. Большинство людей даже не знают о том, что она на самом деле живут. Например, когда ты ешь, как много раз ты задумывался о том, что именно ты ешь, если в тот же момент ты читаешь журнал?